Artist - Russian impressionism museum
Collection

Саркис Хачатурян

1886 - 1947

В родной Армении Саркис Хачатурян прожил меньшую долю своей бурной творческой жизни, однако всегда считал себя истинно армянским художником. Ему довелось работать во многих странах мира: Франции и Грузии, Иране и Индии. Художественное образование он получил в Риме и Париже, но решил вернуться на родину. Там, на подконтрольной Османской империи земле, он стал свидетелем ужасов геноцида и чудом спасся от гибели. Художник с чувствительной душой, Саркис Хачатурян посвятил десятки произведений жизни и судьбе армянских беженцев. Его прозвали «певцом армянской скорби», но вместе с тем жизнелюбие художника и его оптимизм во многом определили своеобразный живописный почерк мастера.

Палитра импрессионистических, порой близких к точечной технике пуантилизма полотен Хачатуряна очень светлая. Мастер умело передавал идиллию и притягательность деревенской жизни, в его произведениях как-то по-особенному зазвучали великолепные пейзажи родной страны. 

Широкая известность пришла к Хачатуряну в 1930-е годы, когда по приглашению иранского правительства художник отреставрировал фрески эпохи Сефевидов в Исфахане и снял с них копии.  В последствии художник копировал великие росписи пещерного буддийского святилища Аджанты в Индии и фрески в цейлонской Сигирии. Часть этих стенописей сегодня утрачена навсегда, и лишь точные копии Хачатуряна сохранили память о них. Глубокое постижение восточного искусства обогатило творчество художника: он проиллюстрировал сборник лирической поэзии Омара Хайяма оригинальной графикой, вобравшей мотивы и приемы персидской миниатюры.

Любимой моделью Хачатуряна была его спутница жизни Вава. Она тоже стала художницей. Блистательная и оригинальная, живая и очаровательная, Вава Хачатурян позировала знаменитым мастерам Анри Матиссу и Раулю Дюфи.

Взгляните на портреты возлюбленной художника в окружении деревьев. Словно лесная нимфа, Вава сливается с природой в единое целое. Эти графические работы – настоящая симфония цвета и света. Своей декоративностью портреты напоминают о традиционной восточной технике «мраморирования бумаги» на водяной поверхности.

Exhibits