Портрет Санди - Russian impressionism museum

Портрет Санди, 1910

Елена Андреевна Киселёва

Холст, масло
81X54

    ВОХМ им. И.Н. Крамского

Несмотря на развёрнутую надпись в правом нижнем углу, до недавнего времени личность модели последней картины оставалось загадкой.

Сама Елена Андреевна с трудом припоминала своих парижских натурщиков. Андрогинная внешность модели с молочно-белой кожей, томно опущенными веками и сочно-красными губами, краткое, гендерно-нейтральное имя и модная одежда, подходящая как для дэнди, так и для решительной эмансипе, запутали дело. Предполагалось, что на портрете изображена некая малоизвестная актриса.

Однако, портрет из Воронежа вовсе не женский. На картине изображен шотландский художник Александр (Алекс, Сэнди) Стюарт-Хилл (Alexander Stuart-Hill, 1889–1948), успешный портретист, мастер символического пейзажа и дизайнер афиш. Одарённый юноша, студент Эдинбургского колледжа искусств, Стюарт-Хилл был награждён пенсионерской учебной поездкой по материку, побывал в Италии, Бельгии, Португалии, Испании, Голландии и, конечно, Франции. Во французском Невере (Nevers) Александр на протяжении всей Первой мировой войны служил в военном госпитале, там же встретил племянницу последней русской императрицы принцессу Луизу Маунтбеттен, с которой некоторое время был обручён.

Надпись на портрете — Paris 1910 7 juin Sandy Stuart Hill — не только фиксирует дату завершения портрета, но и точно называет имя модели. Довольно редкая (во всяком случае, для Парижа) двойная фамилия Stuart-Hill, известные жизненные обстоятельства шотландца, по воспоминаниям современников, крайне щепетильно относившегося к собственной внешности и гардеробу, наконец, сходство изображенного на киселёвской картине с Автопортретом Стюарта-Хилла из новозеландской Публичной художественной галереи Данидин и поздними фотографиями художника окончательно решают вопрос о том, кто позировал Елене Киселёвой.