Художники - Музей русского импрессионизма
Коллекция

Петр Петрович Кончаловский

21.02.1879 - 02.02.1956

«Что скажут потомкам эти десятки и сотни холстов Кончаловского?» – вопрошал Абрам Эфрос уже в 1930-х годах. По мнению знаменитого критика, грядущим поколениям зрителей будет казаться, что в суровые времена Петра Петровича окружала «мирно-благостная и сыто-ленивая жизнь: цвели яблочные деревья, женщины купались в речках, было много фруктов, на столе стояли букеты, дети нарядно спали под атласными розовыми одеялами, молодые люди играли на рояле, изрядно охотились».

В начале XX века Пётр Кончаловский был одним из лидеров художественного объединения «Бубновый валет» и стоял в ряду главных провокаторов искусства. Он часто эпатировал буржуазную публику своими экспериментами.

Поучившись в Харьковской рисовальной школе, на вечерних курсах Строгановки, в академии Жюлиана в Париже и, наконец, в Петербургской Академии художеств, он причислял себя к сезанистам, тяготел к европейской живописи.

Даже в период своей творческой зрелости Петр Кончаловский мучился от неудовлетворенности собой. И часто едва написанные работы шли под нож.

Кстати, мастерская Петра Кончаловского находилась на Садовом кольце, прямо у Триумфальной площади, в том же самом подъезде, где жил Михаил Булгаков.

В 1907 году Кончаловский с женой и детьми гостил в имении Белкино в Калужской губернии. Считается, что именно там он обнаружил у себя тягу к импрессионистической стилистике. Впрочем, после революции художник перешёл к более реалистической манере и стал одним из ведущих мастеров советской живописи.

Главным поклонником и одновременно судьей Петра Кончаловского была его супруга Ольга, дочь живописца Василия Сурикова. Если вдруг жена говорила, гладя на работу: «Не то», – значит, у холста была незавидная судьба – он либо уничтожался, либо безжалостно грунтовался под новую работу.