Художники - Музей русского импрессионизма
Коллекция

Николай Мещерин

28.02.1864 - 22.10.1916

Сын купца 1-ой гильдии и основателя Даниловской текстильной мануфактуры, Николай Мещерин должен был стать наследником большого предприятия. Вот только склонности к управлению сложным промышленным механизмом у него не было. После смерти отца Николай Мещерин предпочел удалиться от городской суеты в свою загородную усадьбу Дугино. Окрестные пейзажи буквально заворожили его. Поместье стало не только местом уединения, но и мастерской под открытым небом. Все свое время он мог посвятить искусству.

Поначалу Николая Мещерина увлекла фотография. Он пытался передать необычайную красоту ландшафта берегов реки Пахры. Затем он начал компоновать картины из сушеных цветов и трав. И в конце концов пришел к живописи. Первым наставником для Мещерина стал Василий Переплётчиков, его бывший однокашник по Практической академии коммерческих наук. К тому времени тот уже успел пройти курс вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но советов друга оказалось недостаточно. Николай Мещерин обратился к помощи Мануила Аладжалова и Алексея Корина. Примерно в это же время Мещерин познакомился и с Исааком Левитаном. Мастер увидел в нем сформировавшегося художника со своим индивидуальным подчерком и посоветовал заниматься самостоятельно. Так прошел первый период становления Николая Мещерина как живописца.

Второй этап начался после знакомства с Игорем Грабарём. Когда они впервые встретились, Мещерин уже активно участвовал в выставках. Он отправлял по пять работ в год на различные экспозиции. В своих воспоминаниях Грабарь писал: «К моменту моего приезда в Дугино он был, во всяком случае, уже давно не дилетантом, а видным художником, не менее самостоятельным, чем даже Переплётчиков». И тем не менее импрессионистичное мироощущение Грабаря оказало наисильнейшее влияние на Николая Мещерина. Вслед за Грабарем он попробовал писать в технике раздельного мазка, используя яркие колористические сочетания.

Но в отличие от научного подхода Грабаря – главной темой творчества Мещерина всегда была поэзия русской природы. Ее он пытался поймать в фотографиях, отразить в многочисленных этюдах и запечатлеть в живописных работах.

Сообщество музея

Узнавайте первыми о событиях и специальных акциях музея!         Подписаться на рассылку