Летний день. 1950 - Музей русского импрессионизма

Летний день. 1950

Александр Михайлович Герасимов

Холст, Масло
120X149.8

В свободное от официальных заказов время в соцреалисте Александре Герасимове просыпался художник-лирик. Тогда Герасимов брал кисти и писал для себя: семейные портреты в саду и интерьере, русскую, а во время одного из путешествий – даже индийскую деревни, пионы, полевые цветы.

К сюжету «вид из окна» Герасимов обращался не раз. Первая работа на эту тему появилась в 1912. В Русском музее сегодня находится «Окно» 1936 года. Но нужно отметить, что все картины цикла отличаются друг от друга. Герасимов вовсе не копировал сам себя. Он переосмысливал сюжет, добавлял в него новые детали, менял набор цветов: «Одна и та же мелодия, а аранжировки к ней разные», – так сказал о серии герасимовских «Окон» исследователь творчества художника галерист Леонид Шишкин.

Наш «Летний день» – одна из поздних картин серии. Она датирована 1950 годом. С момента первой «пробы пера», как видите, прошло почти сорок лет. Вспомните, как пахнет летний сад после проливного дождя. Через большое, в натуральную величину, распахнутое окно мы с вами можем почувствовать этот аромат. К запаху свежести примешиваются легкие нотки сирени – от букета, что стоит на окне. Присмотритесь, как мастерски и как легко прописаны соцветия. Какими сочными кажутся зеленые листья. И как ловко, по-импрессионистски, Герасимов поймал момент: обратите внимание на стекло – дождь, видимо, закончился всего несколько минут назад.

Сразу за окном – деревья. Здесь тоже пойманное мгновенье: с листьев вот-вот упадут тяжелые капли. Где-то вдали проясняется небо. Блестят деревянная калитка и дорожка, бегущая к ней от дома. Это ли не настоящее обновление природы?