Монмартр Ночью - Музей русского импрессионизма

Монмартр Ночью, 1934

Александр Михайлович Герасимов

Холст, Масло
61.5X45

Париж с его морем огней, яркими красками, шумной толпой, узкими улочками и многолюдными кафе… Как много слышал о нем Александр Герасимов от учителя Константина Коровина. И вот он здесь, в самом сердце квартала художников – на Монмартре.

В 1934 году, как один из ведущих советских живописцев, Александр Герасимов получает награду – заграничную командировку. С небольшой остановкой в Берлине он прибывает во французскую столицу, чтобы посмотреть старых мастеров и выяснить, чем живет современная Европа.

Два месяца он ходит по музеям и мастерским художников. Но больше всего Герасимова привлекают парижские бульвары. Его тянет туда непреодолимая сила. Герасимов переживает перед первым своим выходом в город: «Как отнесутся прохожие в этой плотной толпе к художнику, работающему прямо на улице?»

Но оказывается, публику Монмартра не удивить художниками на пленэре. Изредка кто-то из толпы бросает одобрительные реплики. Александр Герасимов работает наскоро, в технике акварели. А уже позже, в мастерской, те же сюжеты исполняет в масле. За два месяца художник пишет около 80 парижских сцен.

«Монмартр ночью» – одна из самых эмоциональных и выразительных картин этого цикла. Отсюда, примерно с этой же точки, Монмартр писал Константин Коровин. С одной стороны, советский живописец Герасимов не одобряет раскованность и бездуховную жизнь парижан. Все эти кабаре, бары, огни витрин, дамы в страусовых перьях, официанты с шампанским… Но как же волнует, как притягивает это безудержное веселье! И сразу вспоминается студенчество, увлечение импрессионизмом, этот свободный мазок, широкая манера письма.

Разве можно здесь разглядеть ту кисть, что позже создаст культовые портреты вождей? Безусловно, эта картина не попала ни на одну из советских выставок Александра Герасимова.