Всякие цветы (Натюрморт с цветами и лейкой) - Музей русского импрессионизма

Всякие цветы (Натюрморт с цветами и лейкой)

Петр Петрович Кончаловский

Холст, Масло
229X165

«Цветок нельзя писать „так себе”, простыми мазочками, его надо изучить и так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить – вместо цветов являются уж звуки какие-то… Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца».

С каким знанием дела, с какой увлеченностью говорил Петр Кончаловский о цветочных натюрмортах. Недаром, наверное, художника к концу его жизни упрекали в том, что он будто бы не замечал бурлящей вокруг него повседневной жизни, был увлечен только творчеством: 

«Я сейчас увлекся живописью „против солнца”, – рассказывал в начале 1930-х годов своему приятелю искусствоведу Виктору Никольскому Кончаловский, – Интересно ловить, как солнце швыряется серебром по листьям, по траве, по всему. Холодное такое серебро, и сколько в нем оттенков. Такой скользящий свет на листве…»

Кончаловский поселился далеко от Москвы, под Малоярославцем – в Буграх, ухаживал за садом, собирал мед, разводил свиней и коптил окорока. Стараясь удержать традиционный уклад жизни, он не приветствовал благ цивилизации: не проводил в дом электричество, зажигая керосиновые лампы, и не слушал радио, ограждая себя от новостей внешнего мира.