Под берёзами. Этюд - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Под берёзами. Этюд, 1904

Игорь Грабарь

Холст, масло
58.1X44.7

Государственная Третьяковская галерея

«В Дугине перед домом стояла славная березовая рощица, в конце которой – на выходе в поле – был так называемый «кружок»: группа в несколько особенно живописных берёз, красиво изогнутых и ритмично расположенных. На кружке стояла скамья, на которой вечно сидели, любуясь открывающимся отсюда видом на необъятное пространство: извилину реки, старинную усадьбу Бенкендорфов, окрестные деревни, древнюю Колычёвскую церковь, Щукинский монастырь» – так описывает в своей автобиографии излюбленное место работы Мещерина Игорь Грабарь.

На этом портрете изображены дочери Михаила, брата Николая Мещерина. Перед нами в белых платьях – рыжая 12-летняя Валентина, черноволосая 10-летняя Мария и их француженка-гувернантка. Позже вместо француженки художнику позировал младший брат девочек – мальчик десяти лет в синих штанах и черных чулках. Поначалу, когда художник только принялся за написание картины, погода ему благоприятствовала. Был прекрасный солнечный день, и фигуры были написаны на фоне голубого неба, затянутого легкими облаками. Для того, чтобы показать это небо, Грабарь решил писать с земли. Он вырыл глубокую траншею, в которой мог свободно расположиться стоя вместе с мольбертом. Но вскоре начались дожди, затянувшиеся до середины сентября. И в конце концов художнику пришлось отложить работу до следующего года. Однако ему так и не удалось закончить картину. Еще через год юные девочки Мещерины стали прекрасными барышнями, и, как писал Грабарь, «композиция потеряла свой смысл». В итоге эта картина так и осталась в виде крупного эскиза.

А через 9 лет та самая рыжеволосая Валентина стала женой Игоря Грабаря.

×