Государственная Третьяковская галерея
В таких полотнах как «Лунная ночь» и «Последние лучи солнца» ощущается взгляд на мир зрелого Левитана. Эти произведения сопоставимы с образами Антона Чехова, в рассказах которого в те же годы появляются описания пейзажей. Они близки к левитановским. Так, в рассказе «Человек в футляре» 1898 года пошлости и мелочам жизни противопоставляется идеал природы. Чехов пишет: «Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно».
Подобная лирическая интонация живописных произведений будет свойственна и Николаю Мещерину, и Василию Переплётчикову, и Мануилу Аладжалову, и Алексею Степанову. Все они стремились передать очарование и легкую грусть русского пейзажа.