Впервые в Италию Борис Кустодиев попал сразу после успешной защиты диплома в Петербургской Академии художеств. Он учился в мастерской Ильи Репина. В европейское путешествие-стажировку Кустодиев отправился с молодой женой и недавно родившимся сыном. Несколько месяцев за границей, посещение музеев и море впечатлений.
Но эту ночную «Венецию» художник создал спустя 6 лет, в свой следующий визит. Во время второго путешествия Кустодиев уже был один. И писал на родину жене: «Венеция – это город, который можно страшно полюбить: одна площадь святого Марка с собором, Палаццо Дожей – это каждый раз новые и новые впечатления. Это красиво и утром, и днем, и вечером. Вчера был какой-то большой праздник – масса народу, старинные флаги и гондолы с разукрашенными гондольерами, и все это ехало мимо дворца и так играло на солнце!..»
Ночное небо написано крупными, свободными, динамичными мазками, оно освещается ярким фейерверком. Огонь взметнулся вверх и уже ниспадает в воды канала искрящимся дождем. Разноцветные китайские фонарики, гондолы, вся гладь воды в цветных вибрирующих эффектах. Этот венецианский праздник наполнен сказочной чудесной атмосферой. Мы видим не фигуры, а впечатления от людей, не лодки, а дрожащие мазки краски.
Эта работа участвовала в выставке 1968 года, уже после смерти мастера. Но это была самая фундаментальная экспозиция Кустодиева в музее Академии художеств. Картина тогда принадлежала частному коллекционеру. После этой выставки полотно оказалось за рубежом. И до 2013 года в России не выставлялось.
* Музыкальная композиция «Венеция» из цикла «Прогулки по Музею русского импрессионизма», композитор Дмитрий Курдяндский, 2016 год.