Собрание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Выставка «Место под солнцем. Беньков / Фешин» открывается портретом Павла Бенькова и «Автопортретом» кисти Николая Фешина.
Будущие живописцы встретились в Казанской художественной школе и стали друзьями. Они истово учились, вместе преодолевая невзгоды, ютились в убогой комнатушке, перебиваясь с хлеба на чай. По окончании школы оба уехали в Петербург — поступать в Академию художеств. После обучения вернулись в Казань и начали преподавать в родной школе. Вокруг них сформировались кружки: студенты поделились на «беньковцев» и «фешинцев».
Фешин и Беньков составляли необыкновенно контрастную пару. Их постоянно сравнивали, хотя они были совершенно разными и в искусстве, и внешне. Фешин — благородный, красивый, замкнутый. Беньков — совсем лысый в свои тридцать, веснушчатый, с «неинтересным лицом», но при этом «душа компании».
Фешин написал «Автопортрет» в своей мастерской в Казани за 3 года до отъезда в Америку. Среди многочисленных автопортретов Фешина разных лет холст 1920 года отличается особой пронзительностью, многозначностью содержания. Сила и целеустремленность сочетается в этом портрете с ощущением отстраненности и настороженности. Вероятно, в автопортрете отразились и горький жизненный опыт, приобретенный к середине жизни, и предчувствие грядущих переживаний.