Головинка - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Головинка, 1900–1927

Сергей Арсеньевич Виноградов

Холст, масло
70X98

В 1900-е и 1910-е годы Сергей Арсеньевич Виноградов был частым гостем в имении Головинка Тульской губернии, принадлежавшем Мамонтовым: Елене Дмитриевне и Всеволоду Саввичу, младшему сыну Саввы Мамонтова. Вот как вспоминал это имение художник: «Головинка – красивейшая усадьба, поэтическое дворянское гнездо со всем укладом настоящего барства. Перед домом чудесный цветник, много роз, за которыми, помимо садовника, ухаживала красивейшая из женщин – хозяйка, сама похожая на розу. Сад кончался газонами и переходил в живописный парк с длинными липовыми и еловыми аллеями. А при самом выходе из цветника в парк, по обе стороны дорожки были большие ряды с цветами-маттиолами, совсем днем невидными, начинающими жить только с вечера до утра. В сумерки вдруг они посылают такой волнующий аромат и такой сильный, что приносится издалека он к дому, к балкону, на котором сидишь в обществе очаровательной женщины-розы».

Хозяйка поместья Елена Дмитриевна и ее дочери Катя и Соня стали друзьями и постоянными моделями художника. Виноградов напишет целую серию видов главного усадебного дома и сада, запечатлевая в этих «архитектурных пейзажах» разное время года и суток. В этой настойчивой разработке темы скажется стремление художника-импрессиониста к точной передаче и мотива, и состояния природы. В картинах головинкинского периода окончательно сформируется манера художника, определится приоритет к яркой палитре и сложным тональным сочетаниям, более свободной и вариативной манере письма, проявится принцип кадрированности, намеренно «случайной», обрезанной композиции. В то же время особенно заметной станет склонность Виноградова к декоративности: ведущее и решающее значение при эмоциональном воздействии на зрителя приобретает цвет.

×