Желтое лицо, 1921
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Холст, масло
85X67
Создатель собственной школы живописи Кузьма Петров-Водкин начинал творческий путь в иконописной мастерской родного Хвалынска, городка Саратовской губернии. Позже он учился в Самаре, Петербурге, Москве, Мюнхене и Париже, а с 1910-х преподавал сам. На формирование индивидуального стиля художника повлияли древнерусская иконопись и европейский символизм.
В Америку отправилось семь работ мастера, большую часть которых составляли портреты. Наряду с Ахматовой, семейным портретом и изображением жены художника, в Нью-Йорке экспонировался «Портрет» 1921 года. Описание этой работы, найденное в прессе о выставке, соответствует картине «Желтое лицо»: «Еще одно странное полотно — портрет мальчика со своеобразными губами, написанный известным Кузьмой Петровым-Водкиным. Лицо мальчика жутко-желтого цвета, а его пальцы, поддерживающие подбородок, выглядят странно». Автор статьи безусловно был субъективен в своем восприятии этого портрета.
Петров-Водкин создал монументальный образ: лицо на холсте сильно увеличено по сравнению с реальными пропорциями человека. Картина построена на использовании трех любимых цветов художника: желтого, синего и красного. Интересно, что в американской прессе работа упоминается как портрет мальчика, а на выставке в Венеции в 1928 году она экспонировалась под названием «Женский портрет». Такие расхождения в восприятии работ Петрова-Водкина неудивительны: многие герои его картин имеют андрогинную внешность.
Из 7 произведений художника только одно полотно было приобретено в Америке.