Старый балет - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Старый балет, 1923

Константин Андреевич Сомов

Холст, масло
40.6X53.3

Константин Сомов родился в семье известного ученого, хранителя одной из эрмитажных коллекций. Семья во многом определила интерес художника к истории и искусству прошлых эпох. Во время учебы в знаменитой петербургской гимназии Карла Мая Сомов знакомится с Александром Бенуа, Дмитрием Философовым и Валентином Нувелем, которые в дальнейшем станут его товарищами и коллегами по творческому объединению «Мир искусства». Обучение в Академии художеств было дополнено двумя годами занятий в Париже. В России выставки «Мира искусства» и одноименный журнал ждала настоящая слава, которая вывела в ряды первых русских художников начала ХХ века и Константина Сомова.

Сомов выехал в Америку как председатель петроградского комитета художников — участников выставки. В экспозиции мастером было представлено 15 живописных работ, две фарфоровые статуэтки, три акварели и 18 иллюстраций из «Книги маркизы», раскрашенных вручную. Сюжеты этих произведений были узнаваемы и характерны для художника, погруженного в историю Франции и Италии XVIII века.

«Старый балет» Сомова, написанный за год до выставки, может прочитываться как аллегория дореволюционной России: балет воплощал весь блеск и могущество империи, был квинтэссенцией той роскоши, которой славился русский двор. Сюжет спектакля — история трагической любви Франчески да Римини к брату собственного мужа из «Божественной комедии» Данте. Этот эпизод вдохновил Петра Чайковского и Сергея Рахманинова на создание музыкальных произведений. Сложные любовные отношения героев истории во многом напоминали запутанные личные связи, которые существовали между ведущими артистами балетной труппы и членами великокняжеской фамилии, смотрящими спектакль из царской ложи.

Эта картина имела большой успех в Нью-Йорке и была приобретена коллекционером Альбертом Ротбартом. Впервые с 1923 года полотно снова демонстрируется в России. Спустя почти сто лет мы можем оценить замысел художника и совершенство его исполнения.

Для Сомова поездка в Америку станет дорогой в эмиграцию: в 1925 году он уедет из Америки во Францию.

×