1 этаж: Инсула - Музей русского импрессионизма

1 этаж: Инсула

Валерий Кошляков

X

И́нсула — в архитектуре Древнего Рима — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились около III века до н. э. Верхние этажи инсул занимали в основном бедняки, более зажиточные слои населения снимали комфортабельные квартиры на первых этажах.

Инсула — первое пространство. Это одновременно древняя мифическая руина, выросшая в пространстве музея, и случайно встретившийся разрушенный московский дом.

Инсула становится символом связи с прошлым, земной связи. Она возникает здесь как первая археологическая находка. Покрытая яркими цветовыми пятнами, она вступает в диалог с Музеем. Это светлая грусть по ушедшему, частью которого становится и живопись импрессионистов. Стены “руины” воплощают саму идею импрессионизма, его палитру, свет и чувство мимолетного ускользающего счастья.

Таким образом, Инсула здесь становится метафорой руин культуры, частью которой и является живопись. Таз, старые обои, обрывки газет на стенах Инсулы показывают, что дом не был разрушен временем, а снесен.

На одной из стен — «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, картинка, аккуратно вырезанная из старого советского календаря. Ее появление неслучайно, потому что именно так происходило знакомство с мировой живописью в провинции советского времени, где родился Валерий Кошляков: «Мой изначальный интерес к искусству связан с „Огоньком“. Мой дедушка и папа вырывали из журнала странички-вкладыши с репродукциями великих художников и обклеивали ими все стены нашей квартиры. „Огонек“ познакомил с живописью невероятное число людей в Советском Союзе. Что же вы хотите? Где еще мог в провинции человек увидеть Рембрандта?!

За стеной “руины” спрятан от быстрых взглядов бюст мальчика, перед ним — чаша с фруктами, это тоже памятник детству. Но мальчика, как и других жителей, в этом доме больше нет, он давно вырос и покинул его.

Все фрагменты Инсулы — об истории человека, о его земном происхождении, его природе.