музей
русского
импрессионизма
21.10.2022 — 22.01.2023
Александр Савинов
МИРАЖИ
Саратовская школа
Александр Савинов. Миражи

Любимый современниками и забытый потомками — художник Александр Савинов (1881–1942) прославился как мастер масштабных картин-панно с призрачными силуэтами-миражами.

Савинов вырос в Саратове, общался с символистами круга Виктора Борисова-Мусатова, учился живописи в петербургской Академии художеств, а в середине 1900-х занимался в Париже. Поездка в Италию после окончания Академии сильно повлияла на мастера — наследие Ренессанса подарило вдохновение и отозвалось в лучших работ художника.

После 1917 года Савинов не сумел приспособить свое искусство к госзаказу. Героини его картин — нежные красавицы в шелках — мало соответствовали новой советской действительности, и художник с головой ушел в преподавание.

Некоторые работы в экспозиции дополнены тактильными копиями и ароматами, созданными тремя незрячими парфюмерами Pure Sense.

Официальный партнер выставки: Фонд поддержки
национальной премии
«Гражданская инициатива»
Узнать больше об Александре Савинове и художниках Саратовской школы вы сможете в каталоге выставки. Иллюстрированное издание со статьями исследователей можно приобрести в музейном магазине или на сайте.

скоро в продаже
 
Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице. Фрагмент. 1909–1911
Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург
Картины Александра Савинова подобны миражам: за ажуром листвы и цветов скрываются призрачные фигуры
Замысел масштабной картины-панно «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» (1909–1911) возник у Александра Савинова во время пенсионерской поездки от Академии художеств под впечатлением от античных росписей городов Помпеи и Геркуланум. Основная работа над полотном велась летом 1910 года в Риме. Сложная «ковровая» композиция включает несколько основных фигур купальщиц, скрытых среди ажурных веток цитрусовых и пальмовых деревьев, кустов роз и листьев агавы. Подобной насыщенности деталями нет в помпейских фресках, но трактовка отдельных фигур — особенно девушки с осликом — имеет прямые переклички с античными росписями.
Женщина с филином. 1907
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
«Умиротворенным Врубелем» называли его современники
Работа над картиной была начата Савиновым летом 1906 года в Саратове, после возвращения художника из первой поездки в Европу. Источников подобной, довольно редкой для женских портретов иконографии могло быть несколько: это и работы прерафаэлитов, и архитектурный декор северного модерна. Сова или филин нередко становились героями художественных композиций: от знаменитого скульптурного образа богини Афины с совой (450 год до н. э.) до модернистских сов Пикассо («Две женщины с совами, Дон Кихот и конкистадор», 1968).
Мальчик с собакой. Фрагмент. 1904-1907
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Импрессионистическую манеру художник формирует, заимствуя приемы у Виктора Борисова-Мусатова
Этюд «Мальчик с собакой» (1904–1907) был написан мастером в импрессионистической манере. Принципы новой французской живописи в родном для Савинова Саратове развивал Виктор Борисов-Мусатов, который в конце 1890-х годов, возвращаясь в родной город на лето из Парижа, много работал на пленэре в своем саду: писал сестру и соседских ребят среди цветущих деревьев, в лучах солнечного света.
Окно. 1909
Курганский областной художественный музей
Источником силы, энергии и вдохновения для художника стали родные места — Саратов и Волга
Саратов — город, где Савинов родился и получил первоначальное художественное образование, где формировался круг его общения (в том числе художнический) и куда он не раз возвращался. Картина «Окно» (1909) была написана Савиновым в родном городе, в период кратковременного визита художника между первым и вторым этапами пенсионерской поездки в Италию. В 1917 году у Савинова появится в Саратове полная света мастерская на втором этаже старого дома, окна которой выходили на Волгу.
Портрет Надежды Неслуховской. 1923
Частное собрание
Художественная система Александра Савинова сложилась под влиянием классического искусства античности и Ренессанса
Женский образ в «Портрете Надежды Неслуховской» (1923) по манере исполнения близок к произведениям мастеров эпохи Возрождения — Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Художнику позировала его племянница Надя Неслуховская (1893–1971), а работа над портретом велась в Петрограде.
Познавательная прогулка по выставке на 60 минут

Бесплатный аудиогид доступен в приложении музея и на подкаст-платформах

Скачать приложение

Послушать онлайн

Посетите выставку с музейным гидом или куратором выставки

Экскурсовод расскажет о мастере, его судьбе, работах, написанных в царской и советской России. Вы узнаете об основных этапах творчества художника, сможете увидеть произведения Александра Савинова из государственных и частных собраний.

присоединиться к сборной экскурсии

заказать индивидуальную экскурсию

Миражи. Саратовская школа

«Это был воплощенный в краски сон, или туманные и призрачные мечты, или звенящий смех сквозь слезы…»

Саратовская школа стоит особняком среди многочисленных творческих объединений рубежа XIX–ХХ веков — радикального «Бубнового валета», эстетского «Мира искусства», лирического Союза русских художников или критически настроенных передвижников. Саратовцы — Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов — во многом наследовали Михаилу Врубелю, но отказались от его трагического восприятия мира.
Они не увлекались радикальными экспериментами и не стремились эпатировать публику резкими высказываниями. Их творчество — своего рода эскапизм и поиск духовного убежища. Излюбленными сюжетами мастеров Саратовской школы становятся кусты роз, серебрящиеся ивовые ветви, таинственные гроты с фонтанами.

купить билет

присоединиться к сборной экскурсии

заказать индивидуальную экскурсию



В сопровождении гида вы познакомитесь с феноменом Саратовской школы на примере работ ее крупнейших представителей:

  • прогуляетесь по садам и паркам Виктора Борисова-Мусатова,
  • вместе в Павлом Кузнецовым посетите края заволжских степей,
  • заглянете в Алжир Кузьмы Петрова-Водкина
  • и проникните в тайны символистских пейзажей Петра Уткина.
Виктор Борисов-Мусатов
Гармония (Концерт). 1897
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Искусство Виктора Борисова-Мусатова является замечательным примером русского модерна и символизма, оказавшего влияние на целую плеяду художников. Друг живописца, Владимир Станюкович писал: «Задача преобразить жизнь, превратить окружающую действительность, убогую и жалкую, в красочное видение. Пышное, блещущее, зовущее вдаль преследовало молодого художника». И он находит выход, обращаясь в своем искусстве к прошедшим эпохам — прихотливой сказочности рококо и галантным празднествам Антуана Ватто. Сценки-видения из XVIII столетия Борисов-Мусатов разыгрывал в имении Слепцовка, близ Саратова.

Павел Кузнецов
Эскиз к картине «Голубой фонтан». 1905
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва

«Кузнецовские “Фонтаны” бьют водой, которая проведена из мусатовского “Водоема”» — такую меткую характеристику раннему периоду творчества Павла Кузнецова дал Абрам Эфрос. Действительно, на формирование Кузнецова как художника существенное влияние оказал Виктор Борисов-Мусатов. Кузнецов воспринял и мусатовский импрессионизм, и мир видений и грез, и даже декоративизм старинных гобеленов из коллекции Радищевского музея. Работы Кузнецова начала 1900-х годов, в том числе «Голубой фонтан», исполнены в мусатовской манере — тонкими и дробными мазками, создающими особую воздушную среду, мерцающую и переливчатую.

Пётр Уткин
Ночь (Осенняя песня). 1904
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва

Пётр Уткин был дружен с Павлом Кузнецовым и Виктором Борисовым-Мусатовым и нередко работал вместе с ними на пленэре, на Зеленом острове на Волге. Пейзажные композиции Уткина, в отличие от картин импрессионистов, — это не только попытка зафиксировать мгновение, передать световоздушную среду. Не удовлетворяясь внешними эффектами, художник наделяет свои пейзажи символистским содержанием, дополнительными уровнями смыслов, использует элементы стилизации. В своих декоративных, тяготеющих к картине-панно произведениях художник обращается к пограничным состояниям природы: пишет сумерки, ночные сцены, пейзажи, залитые холодным лунным светом.

образовательная
программа
«Что хотел сказать художник»
В 18:30 по средам
Серия дискуссий и мастер-классов, вдохновленных искусством XX и XXI веков. Участники смогут погрузиться в творчество отдельных художников на лекции-дискуссии, а спустя неделю применить полученные знания при создании самостоятельной работы.
«Свободное искусство»
В 18:30 по средам каждые две недели
Во время воркшопа обсудим, как строится композиция и как правильно подбирать цвета, а еще рассмотрим работы известных художников и создадим свои картины.
«Мир по кусочкам» 14-17 лет
В 17:30 по средам каждые две недели
Путешествуя по выставке, ребята увидят, как по-разному художники Саратовской школы передавали состояние мира и гармонии в картинах. В процессе обсуждения и наблюдения участники смогут сделать записи и зарисовки о своем настроении, а затем собрать их в книге путешественника.
«Журнал миражей» 7-12 лет
В 12:30 по субботам каждые две недели
Отправляемся в путешествие-полет по любимым местам художников Саратовской школы! Во время путешествия будем собирать, записывать и зарисовывать впечатления, а затем бережно вклеим все это в тревел-журнал.
«Журнал миражей» 4-6 лет
В 14:00 по субботам каждые две недели
Отправляемся в путешествие-полет по любимым местам художников Саратовской школы! Во время путешествия будем собирать, записывать и зарисовывать впечатления, а затем бережно вклеим все это в тревел-журнал.
Экскурсии
Каждый день
На экскурсии поговорим о художнике Александре Савинове, его судьбе, картинах и этюдах, которые были написаны в царской и советской России. Вы узнаете об основных этапах творчества мастера и сможете увидеть его произведения из музеев и частных собраний.
о музее

Музей русского импрессионизма — современный частный музей, открытый в 2016 году на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». В футуристическом здании-цилиндре действует постоянная экспозиция русского искусства рубежа XX–XXI веков, организуются временные выставки — персональные и тематические. Помимо имен знаковых русских живописцев — Валентина Серова, Константина Коровина, Игоря Грабаря — Музей представляет художников, имена которых многие могут открыть для себя впервые.

Официальный партнер выставки: Фонд поддержки
национальной премии
«Гражданская инициатива»
При поддержке:

Адрес:

Москва, Ленинградский пр. 15, стр. 11

+7 495 145-75-55
hello@rusimp.org

Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье: 11:00 — 20:00
Среда и четверг: 12:00 — 21:00

как проехать?

Правила посещения:

Перед посещением выставки рекомендуем ознакомиться с правилами музея.

Касса заканчивает работу за 30 минут до закрытия. Вход в музей осуществляется по сеансам.

Организатор выставки:
Музей русского импрессионизма

Куратор выставки:
Анастасия Винокурова

Соглашение об использовании материалов
Официальный партнер выставки: Фонд поддержки
национальной премии
«Гражданская инициатива»
При поддержке: