Альбом Николая Мещерина - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Альбом Николая Мещерина, 1905

Николай Мещерин

Бумага с тиснением «верже»
31X47

Николай Мещерин всегда стремился к точной передаче тонких цветовых соотношений, еле уловимой колористической гармонии. Для этого он создавал целые серии этюдов. В них художник воспроизводил эффект сумеречного освещения или восходящего солнца. Конечно, больше всего его привлекали этапы светового перехода – от темного к светлому и от светлого к темному. По воспоминаниям его друга, художника Василия Переплётчикова, «Мещерин был страстным поклонником ночной тишины, рассвета, солнечного восхода, и нередко встречал восход солнца с альбомом в руках». Такой альбом сохранился до наших дней. В период национализации записи спас близкий друг художника Игорь Грабарь. Теперь у нас есть уникальная возможность увидеть все тайны кропотливой подготовительной работы Николая Мещерина. В альбоме всего 46 листов плотной, шероховатой бумаги с водяными знаками. Он заполнялся неравномерно. Предположительно все рисунки были созданы в 1905 году, когда художник тесно общался с Игорем Грабарем, гостившим в Дугине. Все зарисовки Николай Мещерин делал в технике пастели. А отдельные цвета он лишь намечал или подписывал: «Луна зелено-желтая», «у окон расплывается лиловое». Такие записи помогали точнее передать первые впечатления от цвета. Но это далеко не простая фиксация колорита. В этих небольших зарисовках Мещерин выступает как поэт, описывая лунную ночь так: «Луна темно-голубая, звезды голубые тусклые. Около луны голубое жемчужное, от нее расходящееся светлым кругом сияние».

Пристальное внимание обращал художник на быстро сменяющие друг друга состояния природы. Часто он возвращался к особенно полюбившимся сюжетам. Например, к восходу солнца – радостной теме зарождения нового дня. В многочисленных этюдах Мещерина проявилось его настойчивое стремление к максимальному композиционному лаконизму и выразительности живописного языка.

Рассматривая этюды Мещерина, невозможно не вспомнить серии известного французского импрессиониста Клода Моне. И тот, и другой в своих этюдах на одну и ту же тему стремились показать всю палитру цветов, меняющихся утром, днем и вечером. Такой подход опровергал идею завершенности картины, ставил перед художником исключительно живописные задачи. Работа сериями стала фирменным знаком не только Клода Моне, но и всего движения импрессионистов.

×