О выставке

Проект «Авангард: на телеге в XXI век» посвящен сенсационному открытию забытой на 100 лет в Вятской губернии выставки нового искусства. Кураторам удалось провести почти детективное расследование, и сегодня мы представляем реконструкцию масштабной экспозиции начала 1920-х годов.

Проект возвращает зрителю первоклассные работы Василия Кандинского, Ильи Машкова, Александра Родченко, Варвары Степановой, Надежды Удальцовой, Николая Фешина и открывает имена Веры Вильковиской, Георгия Лазарева, Иллариона Плещинского.

Партнеры выставки

Сто лет назад

Сразу после Октябрьской революции советская власть активно сотрудничала с художниками-авангардистами, видела в них мощную силу для продвижения коммунистических идей, приобретала их работы для столичных и региональных музеев.

В октябре 1921 года на 3-ю передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (Кировской области) привезли более 300 произведений из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Беспрецедентный по числу и составу работ смотр должен был продолжиться в других городах губернии. Через месяц шедевры на телегах отправили в соседний город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы они были оставлены в местном музее и забыты почти на 100 лет.

Картины

Участниками передвижной выставки были не только авангардисты, но также художники-реалисты, поэтому экспозиция в Музее русского импрессионизма разделена на три раздела, отражающие основные стилистические особенности.

Реалистическая традиция сформировалась в России к середине XIX века — тогда это была прогрессивная тенденция, противостоявшая одновременно академизму и романтизму, инерции в разработке мифологических и античных сюжетов, историческому пафосу и наивному сентиментализму. Критический реализм, начатый в 1840-е, достиг своего расцвета в работах передвижников. К началу ХХ столетия реалистическая традиция уже требует обновления и претерпевает влияния импрессионизма и постимпрессионизма.

Николай Фешин / За самоваром. Портрет О. М. Ясеневой. 1913 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Василий Тимофеев / Зима. 1918 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай Фешин / Портрет М. Н. Евлампиевой. 1914 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Термин авангард, получивший распространение во второй половине ХХ века, в России впервые применил Александр Бенуа в 1910 году. В широком смысле авангард — часть модернистского движения, предполагавшего пусть не радикальное и революционное, но принципиальное обновление форм и смыслов в искусстве. В России в начале ХХ века были особенно популярны европейские модернистские течения: французские фовизм и сезаннизм, итальянский футуризм и немецкий экспрессионизм.

Илья Машков / Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)». 1910 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Александр Якимченко / Сарай. 1920 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай Синезубов / У зеркала. 1920 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Вклад русской культуры в мировую во многом заключается в открытии абстрактного искусства — это «композиции» Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича, цветопись Ольги Розановой и беспредметность Александра Родченко и Варвары Степановой. Если Кандинский в своих композициях из цветных линий и пятен апеллировал к ассоциативному мышлению зрителя, то кубофутуризм, супрематизм и беспредметность претендовали на аналитический подход.

Кубизм «амазонок авангарда» — Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер — во многом наследует французской традиции. Здесь еще часто узнается фигуративная натура, дополняемая кириллическими и латинскими литерами.

Василий Кандинский / Эскиз композиции «Красное с черным». 1915 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Надежда Удальцова / Новь. Середина 1910-х Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Алексей Моргунов / Композиция. 1915–1916 Слободской музейно-выставочный центр
Ольга Розанова / Валет червей. Из серии «Игральные карты». 1914–1915Слободской музейно-выставочный центр

игра

Мы подготовили игру-«мемори» с картинами, представленными на нашей выставке. Для старта нажмите на любую карточку. Цель игры — открыть все пары одинаковых карточек. А сколько вам понадобится времени?

ИСКУССТВО ПЕРЕВОЗКИ ИСКУССТВА

Интерактивная экспозиция на 3 этаже

В 1920-х экспонаты выставок часто возили на телегах, а сегодня в распоряжении музеев — спецтранспорт и профессиональное оборудование. Мы рассказываем о процессах, которые остаются вне поля зрения посетителей — от упаковки и перевозки картин до монтажа и демонтажа экспозиций.

Почему ящики для картин могут стоить несколько десятков тысяч рублей? Как безопасно транспортировать хрупкую гипсовую скульптуру? А картину на холсте или графический лист под стеклом?

Перевозка искусства — это тоже искусство!

Партнер спецпроекта

Технический партнер

Аудиогид

Аудиогид к выставке "Авангард: на телеге в XXI век" озвучен актерами Электротеатра Станиславский Екатериной Андреевой и Павлом Шумским.

Разыгранные роли — Андрея Сарабьянова и Александра Родченко, Павла Радимова и Веры Пестель — помогут не только узнать истории создания и бытования представленных в экспозиции картин, но и прожить непростое время начала 1920-х годов вместе с его героями.

Аудиогид доступен в приложении музея и на платформе Soundcloud.

О музее

Музей русского импрессионизма — современный частный музей, открытый в 2016 году на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». В футуристическом здании-цилиндре действует постоянная экспозиция русского искусства рубежа XX–XXI веков, организуются временные выставки — персональные и тематические. Помимо имен знаковых русских живописцев — Валентина Серова, Константина Коровина, Игоря Грабаря — Музей представляет художников, имена которых многие могут открыть для себя впервые. Просветительские программы Музея рассчитаны на широкую аудиторию.

Ежегодно Музей русского импрессионизма принимает более 200 000 гостей и входит в Топ-20 самых посещаемых художественных музеев Москвы и Петербурга

Шрифт Geometria предоставлен студией Brownfox. brownfox-type.ru

Контакты

Москва, Ленинградский пр. 15, стр. 11

+7 495 145-75-55

hello@rusimp.org

Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье: 11:00 — 20:00

Среда и четверг: 12:00 — 21:00

Для входа необходим QR-код и документ, удостоверяющий личность

Кураторы выставки:

  • Андрей Сарабьянов (Москва)
  • Наталья Мюррей (Лондон)
  • Анна Шакина (Киров)
  • Анастасия Винокурова (Москва)

Касса заканчивает работу за 30 минут до закрытия. Вход в музей осуществляется по сеансам. Организатор выставки — Музей русского импрессионизма.

При поддержке