Музеи на карантине. От Москвы до Киото - Новости - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.
Новости

Музеи на карантине. От Москвы до Киото

15 мая 2020

Мир на глазах меняется до неузнаваемости. Это затрагивает музеи, выставки, наших посетителей и лично нас. Сотрудники музеев – это люди, влюбленные в то, чем они занимаются. В «храмы культуры» они идут служить – искусству, людям, идеям разумного, доброго, вечного – а не зарабатывать деньги. Причем музейщики со всего мира всегда находят общий язык, это универсальный язык живописи, образов и историй. Этот проект – попытка понять, как будет развиваться наша сфера, как нам дальше жить, как помочь нашим посетителям и как не потерять с ними связь в это сложное время. Сотрудники Музея русского импрессионизма взяли интервью у своих коллег из разных музеев мира и узнали, как теперь строится их жизнь. 

 

Разговор главного хранителя Натальи Свиридовой с главным куратором Национального музея современного искусства в Киото Юко Икедой.

 

Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма:

Меня зовут Наталья Свиридова и я главный хранитель Музея русского импрессионизма с 2016 года. С Юко Икедой я работаю над организацией выставки японской живописи Ега эпохи Мейдзи. Так называется западный стиль живописи в японском искусстве, когда художники на рубеже XIX и XX веков начали использовать техники живописи и рисунка европейской части планеты. Одна из японских коллег, кто помогла мне отобрать часть произведений для этого проекта –  Юко Икеда – главный куратор в Национальном музее современного искусства в Киото. Этот музей был основан в 1963 году и сейчас наcчитывает более 11000 произведений в коллекции. Это один из крупнейших музеев в Японии. Помимо постоянной экспозиции музей организует в среднем 5 крупных временных выставок в год, в том числе в дополнение к ним делают тематические мини-выставки или представляют результаты научных исследований коллектива музея. Кроме выставок музей также организует семинары и обучающие программы, а сотрудники участвуют в научных международных и японских конференциях.

В связи с пандемией планы всех музеев мира претерпели изменения. Музейная выставочная жизнь остановлена. У нас были запланированы рабочие встречи с японскими коллегами в Музее русского импрессионизма, но планы пришлось отложить сначала из-за зафиксированных случаев COVID-19 в Японии, а следом и в России. 

И хотя мой рабочий день сильно изменился, ни одно из направлений моей работы в музее не остановлено. Я начинаю работать в 9-10 утра и заканчиваю в 6-7 вечера. Я по-прежнему работаю над подготовкой будущей выставки, и даже экскурсионная работа не остановлена – рассказываю в прямых эфирах о наших текущих проектах и работах из коллекции музея. Современные технологии позволяют мне, как хранителю музея, не выходя из дома, отслеживать показания температуры и влажности все 24 часа в сутки. Только делаю осмотр всех произведений теперь я не каждый день, а оформляю специальный пропуск и проверяю их сохранность раз в неделю. Но это не критично, потому что экспозиции закрыты, посетителей в залах нет, свет выключен и произведения не испытывают нагрузок – они отдыхают.

 

Наталья: Уважаемая Юко Икеда, а как выглядел ваш рабочий день до карантина и как строится сейчас?

Юко Икеда, главный куратор Национального музея современного искусства в Киото: Я могу работать по более гибкому графику, чем другие сотрудники Музея современного искусства в Киото, так как я исполняю обязанности главного куратора, и моя работа может занимать все 24 часа в сутках. Я много езжу по Японии, особенно в столицу – Токио, а также на рабочие международные встречи.

Сейчас я продолжаю ездить в офис, чтобы отслеживать корреспонденцию с коллегами и внешними организациями, но до рабочего офиса теперь я доезжаю быстрее. А вот вместо множества личных поездок теперь нам предписано организовывать онлайн-встречи.

 

Наталья: Работа Музея русского импрессионизма не останавливается и даже готовится большой задел в направлении будущих выставочных проектов. Мы думаем над новыми проектами, занимаемся поиском, идентификацией работ художников, собираем исторические сведения. Я знаю, что команда Вашего музея также не прекратила работу. Как работает ваш музей сейчас? Выходите в онлайн или готовите новые офлайн-проекты?

Юко: Кураторы нашего музея на протяжении периода пандемии работают удаленно из дома и общаются по электронной почте и с помощью видеоконференций. Но после отмены чрезвычайной ситуации в стране мы, конечно, постепенно вернемся к обычному графику и форме работы в офисе музея и приступим к реализации запланированных проектов.

 

Наталья: Сейчас в Москве ограничено передвижение по городу и большинство сотрудников музеев работают удаленно. Из-за малого количества машин по утрам даже слышно птиц. Как живет Киото сейчас? Можете ли вы свободно перемещаться? И как эта история затронула лично вас и вашу семью?

Юко: Сейчас мы живем в Японии в условиях чрезвычайной ситуации, а потому нам предписано оставаться дома. Однако никаких штрафных санкций со стороны правительства не вводилось. А что касается меня, то теперь я не могу навещать родителей, которые живут в другом городе.

 

Наталья: Многие говорят, что пандемия изменит мир, и уже сейчас надо строить новые представления о месте музея в ближайшем будущем. По вашему мнению, каким будет Национальный музей современного искусства в Киото в будущем, и изменится ли его история в связи с пандемией? Какая у вас мечта относительно будущего Национального музея современного искусства в Киото?

Юко: Ситуация с пандемией дала нам возможность еще раз понять, что ядром, главным в музее все же является коллекция. Мы видим в этом шанс еще раз проанализировать и, возможно, пересмотреть концепцию комплектования коллекции музея и формат нашей работы с выставками. Мы должны выстраивать более дальновидную стратегию в своей работе, чтобы наша коллекция была платформой для переосмысления общества и культуры в целом.

 

Наталья: Изменится ли аудитория музея после пандемии или останется прежней?

Юко: Я выражаю надежду, что после пандемии люди признают, что музеи и искусство в целом являются немаловажным фактором для преодоления любых жизненных сложностей.

Пожалуйста, берегите себя, свою семью и ваш Музей. 


 


×