Информационная доступность для посетителей с инвалидностью - Новости - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
Друзья, билеты на сегодняшние сеансы закончились.
Рекомендуем приобретать билеты заранее.
Новости

Информационная доступность для посетителей с инвалидностью

15 апреля 2017

В преддверии Московского международного салона образования Лилиана Маррэ, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма, рассказала, как создаются максимально доступные условия для посетителей с инвалидностью в Музее.

Как вы подбираете программу и адаптируете ее для особенных посетителей музея?
Мы не называем наших посетителей особенными, потому что каждый гость, вне зависимости от возраста, пола или других факторов,  особенный. Мы стараемся создать в нашем Музее ту среду, которая была бы максимально доступной и комфортной для каждого. Это может быть как физическая доступность для маломобильных посетителей  (например, с детьми на колясках) или посетителей, использующих средства реабилитации (например, инвалидные коляски), так и доступность информационная (как для посетителей, говорящих на иностранном языке, так и посетителей с нарушением слуха, зрения, взрослых и детей с ментальной инвалидностью и т.д.). Эти сложности во всех учреждениях культуры, на первый взгляд, могут показаться не столь очевидными. Однако это одна из самых серьезных проблем на сегодняшний день.

Какие критерии нужно учитывать и каковы сложности, с которыми вы сталкиваетесь при подготовке программ?
Мы отталкиваемся, в первую очередь, от потребностей посетителей, которые приходят в Музей и постоянно расширяем границы аудитории. Каждый посетитель в праве получать равное количество информации и услуг именно в том виде, в котором он готов это принимать. Поэтому одна из самых трудоемких задач – это, конечно же, привлечение необходимых специалистов и максимальная адаптация существующих программ. Важно и нужно рассчитывать возможности бюджета, потому что многие из программ требуют дополнительных вложений. Здесь мы стараемся идти от принципа, что все, по сути, можно сделать минимальными средствами, и многие музеи Москвы и регионов уже нашли для себя оптимальные варианты. Мы осознаем, что отдача от аудитории, которая получает условно «доступный» Музей в отличие от «закрытого», гораздо интенсивнее. Люди готовы в такой Музей возвращаться снова и снова.

Как вы готовите преподавателей? Есть ли в штате преподаватели с инвалидностью?
Каждого педагога мы выбираем в соответствии с тем набором задач, которые ему нужно выполнять. Наш Музей может с гордостью сказать, что с нами работают три специалиста с нарушением слуха (два педагога и лектор-экскурсовод), каждый из которых ведет собственную мощнейшую и очень популярную программу. Для детей младшего возраста, в зависимости от его потребностей:для детей с нарушением слуха – это два педагога-дефектолога, для детей с РАС и другими формами ментальной инвалидности – другой специалист, у которого богатый опыт и образование в музейной педагогике с детьми. Каждый случай необходимо рассматривать отдельно, поэтому мы работаем с целым «отрядом» лучших педагогов и художников Москвы.

Какие направления подобных программ есть в вашем музее?
В Музее сейчас действует обширная программа по разработке «доступной среды». Она разбита на несколько основных блоков: физическая и информационная. Главной инновацией в рамках проекта стал видеогид, встроенный в мобильное приложение и созданный совместно с Центром образования глухих, с использованием жестового языка. В простоте и удобстве использования ему нет равных на современном российском рынке. Вторым шагом по реализации доступного пространства для взрослых посетителей с нарушением слуха стали регулярные экскурсии с глухим гидом Виктором Паленным. Третьим шагом реализации — план организации мастер-классов на жестовом языке. Их проводит лишенная слуха художница и педагог Светлана Бобкова. Уже сейчас существуют мастер-классы и экскурсии для подростков на жестовом языке, а также занятия для групп младших школьников, которые проводят слышащие педагоги-дефектологи (одновременно владеющие русским и русским жестовым языками). В рамках проекта развивается сотрудничество со школами и детскими садами. В марте завершился цикл лекций по популяризации истории искусства, проводимый на жестовом языке. Аналога подобных лекций для взрослых еще не существовало. Высокая посещаемость показала необходимость подобных мероприятий для взрослой аудитории с нарушением слуха. Осуществляется адаптация музейного пространства для посетителей с нарушением зрения: в программу включено сразу несколько элементов, каждый из которых призван донести живопись, используя, самую широкую гамму чувств – тактильные макеты, фактура живописи, аудиоматериалы, тифлоаудиокомментарии, ароматические композиции. Отдельным направлением деятельности стала работа с посетителями с ментальной инвалидностью – экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых по специально разработанной специалистами программе. Они позволяют как можно подробнее рассказать о таком явлении как импрессионизм.

Московский международный салон образования пройдет в 75-ом павильоне ВДНХ с 12 по 15 апреля. Вход бесплатный. Регистрацию можно пройти здесь.

 

×