Что интересно знать о подстекольной живописи? 5 фактов - Новости - Музей русского импрессионизма
Новости

Что интересно знать о подстекольной живописи? 5 фактов

28 июня

Что общего у Василия Кандинского и Владимира Спивакова? Они оба — любители народной подстекольной живописи. Расписные «стекла» с религиозными сюжетами музыкант-виртуоз открыл для себя во французском городе Кольмаре, где маэстро руководит фестивалем классической музыки. Случайная покупка в антикварном магазине положила начало традиции. «Я решил каждый год отмечать кольмарский фестиваль покупкой очередной работы, — рассказал Владимир Спиваков. — Первое «стекло», что я купил, было сценой «Тайной вечери».

Собрание подстекольной живописи в личной коллекции Владимира Спивакова уникально для России. Что интересно об этой удивительной, но не так известной широко художественной технике? 

1. Она появилась в XII-XIII веках, когда мастера стали создавать пластины с библейскими сюжетами и святыми, расписывая их «под стеклом». На эпохи Возрождения и маньеризма пришелся расцвет подстекольной живописи — в этот период времени были созданы самые известные произведения, выполненные в этой технике. А в конце XVIII века подстекольные иконы постепенно становятся массовым явлением и переходят в категорию народного искусства.

2. В Средние века «стекла» можно было увидеть в готических соборах — считалось, что присутствие стекла поддерживало в храмах атмосферу духовности. А светские подстекольные картины барокко и рококо, украшавшие залы в сочетании с зеркалами и тусклым светом от свечей, помогали в создании мистической игры света и тени и завораживающего иллюзорного зрелища. 

3. Мастерам удавалось получать необычный для визуального восприятия эффект: плотный по цвету фон под толщей стекла, а на поверхности — мириады сияющих бликов, которые создают ощущение драгоценности материала. Благодаря этому подстекольная живопись стала востребованной техникой как для украшения роскошных предметов декоративно-прикладного искусства, так и для создания станковых произведений искусства, причем не только на религиозные, но и на светские темы. 

4. Сложность работы в такой технике состоит в том, что художникам приходится иметь дело с перевертышем. То, что они видят на лицевой стороне, работая над изображением, должно в результате оказаться с обратной — «под стеклом». К тому же подстекольная живопись — это многослойная живопись. Первый шаг — прорисовка всех деталей, затем — заполнение цветом фона. Причем сначала накладывают самые яркие цвета и глубокие тени, потом средние тона. 

5. Подстекольная живопись — «холодная»: стекло не обжигают для того, чтобы краска на нем закрепилась. Мастера используют нерпозрачные красители, которым не требуется термическая обработка для проявления.