Художники - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт
×
Версия для слабовидящих
Коллекция

Павел Петрович Беньков

08.12.1879 - 16.01.1949

Впервые оказавшись в Бухаре в 1928 году, Павел Петрович сразу же был захвачен красотой и своеобразием этого старинного среднеазиатского города. Новые темы, свет и краски Востока требовали нового художественного воплощения. Заметно меняется живописный почерк Бенькова, ярче проявляются импрессионистические интонации. Он отказывается от предварительных этюдов и сразу пишет с натуры на больших, метровых холстах. Пишет широко, свободно, живописные решения становятся декоративнее, палитра — светлее, богаче, насыщеннее. В Бухаре Беньков работает над несколькими картинами одновременно в разных местах и разном освещении: утром, днем и вечером.

Хаузы — городские водоемы с питьевой водой — художник запечатлел на нескольких полотнах. У центрального бухарского Ляби-хауза Беньков подолгу наблюдал за тем, как водоносы набирали воду в кожаные бурдюки и разносили ее по домам. Это была уходящая натура: в 1920-е–1930-е годы хаузы считались источниками инфекции и осушались.

Беньков внимательно всматривается в окружавшие его народные типы. В силу мусульманских традиций, еще не изжитых с приходом советской власти, позировать соглашались весьма неохотно. В 1930 году Беньков едет в Хиву, где создает несколько картин, посвященных пряхам. Наблюдая за работой хивинок, одетых в яркие, но со вкусом подобранные по цвету наряды, художник вспоминал виденных им в Испании «Прях» Веласкеса.

В 1930 году в Самарканде открыли художественный техникум, куда Павел Петрович поступает на работу преподавателем живописи. В 1931 году он покупает небольшой дом на окраине, отныне связав свою жизнь с городом, который он с такой любовью изображал в своих произведениях.

С этого момента Беньков часто пишет картины на темы, традиционные для социалистического реализма: дружба русских и узбеков, большие советские стройки, портреты героев труда. Один из лучших образов, созданных в это время, — «Портрет колхозника-ударника», 1940. Он необычайно импрессионистичен: художник тонко передает богатство и игру рефлексов на белых одеждах южанина, умело сочетает широкую манеру письма с подробной детализацией лица и рук.

1940-е годы — последний яркий, интенсивный по чувству и отношению к жизни период творчества Бенькова. В портретах и жанровых композициях этих лет человеческий образ становится глубже и многомернее. Стареющий художник чаще выбирает пожилых моделей («Старик со свитком в руке», 1940–1945). Пейзажи 1940-х полны ясной гармонии, тишины и элегического покоя. Страсть и темперамент бухарского периода сменились мудрым, быть может, прощальным взглядом на мир, который он так любил. В изображении природы главными становятся два мотива — весна и осень, расцвет и угасание.

В последние годы больному художнику становилось все труднее выходить за пределы собственного дома с садиком и оплетенной виноградом верандой. Тенистые дворики стали главными мотивами беньковских полотен, однако сюжетная и композиционная близость этих картин не делает их однообразными.

Художник умер на 70-м году жизни после продолжительной болезни. В Самарканде его запомнили как местную легенду: грузный «барин» с тросточкой, который разъезжал по городу в тарантасе и покупал на свои деньги холсты студентам.

Сообщество музея

Узнавайте первыми о событиях и специальных акциях музея!         Подписаться на рассылку