Портрет дочери. 1894 год

Николай Кузнецов

Холст, масло

Портрет дочери. 1894 год
В экспозиции

О картине

Комментарий к картине

К этой работе есть комментарий, для того чтобы прослушать перейдите по ссылке

Перейти

Частью собрания Музея русского импрессионизма являются портреты детей Николая Дмитриевича Кузнецова Марии и Михаила (оба 1891 года). Именно у этих двух картин начинаются детские экскурсии по постоянной экспозиции. Оба небольших полотна написаны в быстрой этюдной манере, позволяющей автору ухватить сиюминутное настроение модели, передать всю непосредственность детского характера. Особенно это чувствуется в портрете старшей дочери художника Маруси, как её ласково называли близкие, запечатленной в возрасте 11 лет.

Семья Кузнецовых жила в собственном поместье недалеко от Одессы, в котором с радушием принимали многих деятелей отечественной культуры: художников, артистов, музыкантов. Среди гостей был и Петр Ильич Чайковский, обративший внимание на певческие способности Маруси и сочинявший для неё несложные детские песенки. Композитор позировал Николаю Кузнецову для портрета, который стал одним самых удачных в творческой биографии живописца и был приобретен Павлом Третьяковым для своей галереи. Спустя годы Маруся утверждала: «Лучшие воспоминания моего детства — это те дни, когда у моего отца бывал П.И. Чайковский. Я была тогда десятилетним ребенком, и мои родители жили в имении возле Одессы. Помню, я садилась к нему на колени и ласково называла его „Чаинькой“... В свою очередь, Петр Ильич крепко полюбил меня и говорил моим родителям — ваша дочурка мой „porte bonheur“ [талисман удачи — фр.]»

Чайковский не ошибся в оценке дарования юной Марии. Спустя годы она станет примой оперной труппы Мариинского театра, а также получит признание в Европе и Америке. В её творческой жизни также будет выступление в качестве танцовщицы и участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, съемки в кино и организация собственной театральной компании Русская опера, с которой она объедет весь мир. Насыщенной была и частная хроника Марии Николаевны, в первый раз вышедшей замуж за Альберта Альбертовича Бенуа, представителя знаменитой художественной династии. Третьим супругом певицы стал Альфред Массне, племянник Жюля Массне, классика французской симфонической музыки.

Яркая внешность и врожденный артистизм делали Марию желанной моделью для художников. Чаще и любовнее всех её писал отец. По этим портретам можно проследить, как менялся облик Маруси: из непоседливой юной особы она превратилась в настоящую красавицу, непревзойденную звезду столичных театральных подмостков. Александр Головин также отдал дань её таланту и обаянию, запечатлев в образе цыганки (ГЦТМ им. А.А. Бахрушина).

Портрет дочери, написанный Николаем Кузнецовым в 1894 году, позволяет увидеть, как выглядела будущая артистка в возрасте 14 лет, когда девочка уже превращается в девушку. О её взрослении свидетельствуют не только изменившиеся лицо и фигура, но и прическа, и уже совершенно взрослый наряд, соответствующий моде того времени. Верный передвижническим принципам изображения натуры художник не просто фиксирует милые его сердцу черты повзрослевшей дочери, но и старается передать её характер: через мимику, ракурс, положение фигуры Марии. Выбор цветовой палитры и эффекты освещения также служат этой цели. Но в то же время эти решения пересекаются с приемами импрессионизма, постепенно внедряющимися в отечественную живопись на рубеже веков. Освещенное лицо модели, поворот головы, легкая улыбка, взгляд, направленный за пределы холста — мгновение из жизни юного существа, предвкушающего свое будущее.

Комментарий к картине

К этой работе есть комментарий, для того чтобы прослушать перейдите по ссылке

Перейти

Аудиогид

Для прослушивания бесплатного аудиогида переходите по ссылке и выбирайте трек с нужным номером.

Подробнее