Книга «Юрий Пименов. Непридуманные истории» - Новости - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Уважаемые посетители, музей работает по сеансам. Билеты рекомендуем приобретать заранее.

 
Новости

Книга «Юрий Пименов. Непридуманные истории»

11 января

Представляем книгу «Юрий Пименов. Непридуманные истории» — сборник документальной прозы, в который вошли автобиография мастера, письмо писателя и телеведущего Ираклия Андроникова, мемуары Татьяны Пименовой и художника Юлия Вечерского. Впервые в авторской редакции издаются воспоминания режиссера и коллеги Юрия Пименова по работе в театре Марии Кнебель. Книга выпущена при содействии Фонда поддержки культуры и искусства «Прокультуру» и издательства «Кучково поле Музеон».

Приобрести книгу можно онлайн или в нашем сувенирном магазине на -1 этаже.

Издание продолжает специальную серию исследовательских монографий и воспоминаний, в рамках которой музей уже выпустил книгу Ирины Обуховой-Зелиньской «Юрий Анненков. Портреты сквозь время» и готовит мемуары Леонида Пастернака «Записи разных лет».

Собранные в одной книге воспоминания, письма и заметки рассказывают о жизни и профессиональном пути мастера. Почему в творчестве Пименова нечасто можно встретить мужские портреты? О чем говорили в мастерской художника во ВГИКе? Кому пришлась не по вкусу «Новая Москва 1960 года»? Какие подарки мастер дарил жене — своей любимой модели и музе? Эти и многие другие истории составляют портрет Юрия Пименова — художника, мужа, отца, друга, коллеги и преподавателя. 

В основу издания «Непридуманные истории» легли воспоминания дочери художника Татьяны Пименовой, рассказывающей о ближайшем семейном круге, муках творчества мастера, жизни на Масловке и переосмыслении работ. Отдельным сюжетом оказывается покупка в подарок жене Наталье туалетного столика лимонного дерева после продажи картины «Актриса» Третьяковской галерее. Пименов — «вечный романтик и лирик», любивший окружать супругу красивыми вещами, — часто писал ее: «Во многих отцовских работах, совсем не связанных с изображением именно мамы, угадываются ее фигура, ее руки, поворот головы, ее вещи, что-то напоминающее о ней. В “Новой Москве” — это ее затылок, хотя ни машины, ни прав у мамы тогда не было. В “Актрисе” — ее руки, кусочек ее лица, в “Капители” — ее фигура». Пишет Татьяна Георгиевна и об оригинальном цикле «Античные мотивы», практически целиком оказавшемся в частных собраниях.

В книге впервые опубликованы воспоминания театрального режиссера Марии Кнебель, многие фрагменты которых не были изданы в советское время. «В каждой картине Пименова таится маленькая новелла. Его картины хочется инсценировать», — пишет Кнебель. Как и у Чехова, у Пименова человек оказывается окружен «обыкновенными вещами, теми, без которых не обойтись: телефоны, зонты, перчатки, цветы, мохнатое полотенце, тазы, обувь, ботики». Рассказывает Кнебель и о конфликтном случае: в Театре Советской Армии Пименов оформлял посвященный цирку спектакль. «Замечательна была афиша спектакля — на сером прекрасном коне юная танцовщица. Принес начальнику театра при мне. Антонов, так звали начальника, был “сконфужен” — это именно правильное слово. Он помолчал и сказал: “Серая кобыла — это хорошо, а почти голая балерина для Театра Советской Армии — плохо”. Пименову, которому в высокой степени было свойственно чувство юмора, помолчал и потом очень серьезно сказал: “Если вам нравится кобыла, я могу нарисовать на ней генерала, но это вряд ли подойдет к теме пьесы”. Антонов зашатался, а потом сказал: “Уйдите, пожалуйста, из кабинета — я очень занят”».

Представленные в книге фрагменты из автобиографии мастера 1951 года рассказывают об учебе Юрия Пименова во Вхутемасе у Сергея Малютина и Михаила Шемякина, Вадима Фалилеева и Владимира Фаворского. «Дома, — признается художник, — я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова, Сомова. Но тут это оказалось явно неподходящим». Пишет Пименов и о «группе трех» (Гончаров, Дейнека, Пименов) и обществе ОСТ: «Футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны — все новейшее, наисовременное было страстью моей и многих моих товарищей». 

Оформление издания «Юрий Пименов. Непридуманные истории», выполненное Даниилом Бондаренко, отсылает к книгам, подготовленным к печати самим Пименовым в 1960-е — текстовая часть сопровождается набросками художника, многие из которых публикуются впервые. Цветная вклейка — «Альбом» — поможет широкому читателю создать представление об основных направлениях работы мастера в живописи и графике, театре и кино, книжном дизайне и скульптуре.

Издатели выражают благодарность Татьяне и Михаилу Пименовым, а также музеям и галереям за предоставленные изображения: Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею, Государственному центральному театральному музею имени А. А. Бахрушина, Москва, Киевской картинной галерее, Музею изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, Национальному музею Таджикистана, Пермской государственной художественной галерее.

Издательство: Кучково поле Музеон
Редактор: Анна Петрова
Корректор: Наталия Яшина
Дизайн-макет: Даниил Бондаренко

×