Двойной автопортрет - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Двойной автопортрет, 1911

Виктор Сергеевич Барт

Холст, масло
73X102.5

Имя Виктора Барта сегодня практически неизвестно — работ художника до нас дошло совсем немного.  Он родился в Ставропольской губернии, в семье ветеринарного врача, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был исключен «за отрицание училищной догматики и дисциплины». В течение нескольких Виктор Барт он был одним из соратников Михаила Ларионова, участвовал в легендарных выставках «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Мишень». 

Традиция созданиях двойных портретов — изображения двух разных людей на одном холсте —развивалась в истории мировой живописи на протяжении столетий. В начале XX века итальянские футуристы вводят новый прием: изображение теперь развивается в четвертом измерении — во времени. Портрет начинает двоиться, троиться или даже распадаться на множественные образы — варианты таких автопортретов создавали Джино Северини, Эгон Шиле, Сергей Судейкин… 

Виктор Барт был одним из первых, кто экспериментировал с композицией двойного портрета. В двойном автопортрете он изображает себя в двух ипостасях: смеющимся тасует колоду карт, показывая зрителю бубнового валета, и одновременно задумчивым, листая книгу. За спиной художника изображен конь, напоминающий фигуру в шахматах — Барт был профессионалом в этой игре.

Во время Первой мировой войны Виктор Барт служил в армии, а после демобилизации в 1919 году поселился в Париже. В 1925-м он восстановил гражданство СССР, а в 36-м году вернулся на родину. Художница Мария Синякова, в молодости тесно связанная с кругом футуристов, пишет Виктора Барта в 1953 году, за год до его смерти.  Образ друга она решает скорее в импрессионистической манере, вытеснившей авангардный эксперимент раннего периода творчества художницы.

 

×