Автопортрет - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Музей работает по сеансам, рекомендуем приобретать билеты заранее.

Автопортрет, 1920

Варвара Федоровна Степанова

Фанера, масло
71X52

Русские авангардисты-конструктивисты Александр Родченко и Варвара Степанова познакомились во время учебы в Казанской художественной школе. Они прошли путь от импрессионистический школы Николая Фешина до увлечения кубофутуризмом; стали первооткрывателями конструктивизма и вплотную подошли к абстракции, обосновав собственную систему нефигуративного искусства — беспредметность.

Родченко и Степанова написали автопортреты в 1920 году — эти работы стали подытогом их творческих поисков в станковой живописи. Такие образы — максимально обобщенные, огрубленные и геометризованные — не были типичны для данного жанра: они лишены портретного сходства и психологических характеристик. При этом родченковская работа решена в традиционном «мужском» синем тоне, а степановская — в розовом и желтом цветах. Широкие контрастные цветовые плоскости, линии и красочные фактуры автопортретов иллюстрируют взгляды художников на искусство. Так, Родченко утверждал, что понятие колорита вредно для живописи, а «единство формы и цвета даст тупость картине».

Вскоре, в 1921 году, на выставке «5 × 5 = 25» вместе с Александрой Экстер, Любовью Поповой и Александром Весниным они объявили о завершении занятий станковой живописью и переходе в производственное искусство. Степанова будет много заниматься рисунком по тканям и прозодеждой, Родченко — мебелью, предметным дизайном, рекламным плакатом, фотографией.

 

×