Пётр Уткин. Ночь (Осенняя песня), 1904
Пётр Саввич Уткин
Холст, темпера
103X124
Пётр Уткин был учеником Коновалова и Сальвини-Баракки в Боголюбовском рисовальном училище, а затем, уже в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, работал в мастерских Левитана, Коровина и Серова. В родном Саратове Уткин много писал на пленэре, на любимом Зелёном острове на Волге вместе с Павлом Кузнецовым и Виктором Борисовым-Мусатовым.
Пейзажные композиции Уткина, в отличие от картин импрессионистов, — это не только попытка зафиксировать мгновение, передать световоздушную среду. Не удовлетворяясь внешними эффектами, Пётр Уткин наделяет свои пейзажи символическим содержанием, дополнительными уровнями смыслов, использует элементы стилизации. В своих декоративных, тяготеющих к картине-панно произведениях художник обращается к пограничным состояниям природы: пишет сумерки, ночные сцены, пейзажи, залитые холодным лунным светом.
В работе «Ночь» («Осенняя песня») Уткин использует распространенный в модерне образ совы как символ мрака и смерти, а также грусти, ностальгии и одиночества. Осеннее умирание природы эффектно представлено вихрем желтых опавших листьев и совами, парящими в этом потоке и составляющими с ним единое целое.