ВыбОр ДобычиНОй
Первая российская галеристка
8 июня – 24 сентября
2023
Официальный партнер выставки:
Фонд поддержки национальной премии  «Гражданская инициатива»
При поддержке:
О выставке
Имя Надежды Добычиной сегодня практически забыто, при этом она была знаковой фигурой для русской культуры начала XX века. В 1911 году она основала Художественное бюро, которое на протяжении почти 10 лет являлось главной независимой выставочной площадкой в Санкт-Петербурге. В 1910-е годы в стенах Бюро состоялась первая в столице персональная экспозиция Наталии Гончаровой, а Казимир Малевич впервые представил «Черный квадрат».
Добычина давала возможность демонстрировать свои работы молодым художникам-экспериментаторам, среди которых Марк Шагал и Юрий Анненков.
Также она собирала собственную коллекцию искусства, в которую вошли живопись и графика Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина, Валентины Ходасевич и других мастеров первой половины XX века.
Аудиогид
Бесплатная аудиопрогулка доступна на подкаст-платформах
ЭКСКУРСИИ
Гид расскажет о личности Надежды Добычиной, ее коллекции искусства и о выставках созданного ею Бюро. Вы узнаете, с какими художниками сотрудничала галеристка, как она устраивала новаторские выставки и как ее проекты воспринимали современники.
Разделы выставки
В 1910-е Художественное бюро Н. Е. Добычиной становится престижной площадкой — здесь проходят «Постоянная выставка современного искусства», изысканные экспозиции мирискусников и эпатажные смотры авангардистов. Пропагандируя новое искусство практически неизвестных и радикальных авторов, Добычина рискует финансами и репутацией, переживает нападки критиков и цензурные проверки. Галеристка вращается в кругах состоятельных и близких власти людей, тесно общается с писателями и музыкантами.
Не имея специального художественного образования, Добычина, тем не менее, завоевала уважение как покупателей, так и художников — ее портреты создают Константин Сомов, Натан Альтман, Юрий Анненков.
Именно выбор этой галеристки и куратора, «женщины, которая сделала себя сама» — «Выбор Добычиной» — во многом определил не только судьбы многих художников-модернистов, но и сформировал лицо русского искусства начала ХХ века.
выставок

более

30
художников
более

300
На -1 этаже музея
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Ольга Розанова. Пивная, 1914 (?)
Николай Рерих. Гнездо преблагое, 1912
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Государственная Третьяковская галерея
Александр Гауш. Китайская ваза, 1915–1916
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Илья Машков. Кипарис у соборной стены. Италия, 1913
С момента создания Художественного бюро Надежда Добычина собирала коллекцию — в нее входили работы Валентина Серова, мирискусников Александра Бенуа и Константина Сомова, символистов Борисова-Мусатова и Павла Кузнецова, авангардистов Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, «крайних модернистов» Марка Шагала и Натана Альтмана.
После Октябрьской революции Добычиной удается сохранить коллекцию от реквизиции и национализации — одно из охранных удостоверений на ее собрание было подписано самим Анатолием Луначарским. Сегодня эти работы, ставшие знаковыми в истории искусства, разошлись по государственным и частным собраниям в России и мире.
году
К

1930
произведений
почти
300
На -1 этаже музея
Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алматы
Анна Остроумова-Лебедева. Париж. Фейерверк, 1906

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт, 1920
Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алматы
Анна Остроумова-Лебедева. Париж. Фейерверк, 1906

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Кузьма Петров-Водкин.
Натюрморт, 1920
Бюро Добычиной работало в 1910-е годы — переломное и драматическое десятилетие русской истории: Первая мировая война, две революции, гражданская война.
В 1914—1917 годы Надежде Добычиной пришлось перекроить выставочные планы, от некоторых она вовсе была вынуждена отказаться.
При этом диапазон задуманных, но не реализованных проектов, был широк — от персональных выставок Пабло Пикассо, Льва Бакста и Василия Шухаева до сборных экспозиций европейского, японского и персидского искусства.
На 3 этаже музея
Из серии «100 знаменитых видов Эдо»
Государственный музей искусства народов Востока
Утагава Хиросигэ I. Мост Канасугибаси в Сибаура.

Неизвестный художник. Женщина со служанкой.
Государственный музей искусства народов Востока
Выставка «Русская провинция», начало 1914 года
Смоленский государственный музей-заповедник
Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями.
Издатель Уоя Эйкити. Япония, 1857
Выставка персидского искусства, 1916 год
1912
Иран, первая половина XIX в.
Из серии «100 знаменитых видов Эдо»
Государственный музей искусства народов Востока
Утагава Хиросигэ I. Мост Канасугибаси в Сибаура.

Неизвестный художник. Женщина со служанкой.
Государственный музей искусства народов Востока
Выставка «Русская провинция», начало 1914 года
Смоленский государственный музей-заповедник
Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями.
Издатель Уоя Эйкити. Япония, 1857
Выставка персидского искусства, 1916 год
1912
Иран, первая половина XIX в.
Каталог
Больше информации о работе Художественного бюро и личной коллекции Надежды Добычиной — в каталоге выставки. Иллюстрированное издание со статьями исследователей приобретайте в музейном магазине или на сайте.
ГЕРОИ ВЫСТАВКИ
Реклама. ООО «Нетология», LatgBTFX5
По промокоду RUSIMP
Рассуждаем, кем могли бы быть в наши дни Надежда Добычина, Илья Машков, Александр Бенуа и другие. Узнаете интересные факты и получите промокод.
Москва, Ленинградский пр., Д.15, стр. 11
Время работы
КАК ПРОЕХАТЬ
Правила посещения
ПН, ВТ, ПТ, СБ, ВС
11:00 – 20:00 
Касса заканчивает работу за 30 минут до закрытия. Вход в музей осуществляется по сеансам.
СР, ЧТ
12:00 – 21:00
О музее
КоНтакты
Музей русского импрессионизма — современный частный музей, открытый в 2016 году на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Выставочные залы расположены на трех этажах футуристического здания-цилиндра, реконструированного специально для размещения коллекции музея.
Постоянная экспозиция знакомит посетителей с произведениями русских художников, работавших в импрессионистической стилистике, а временные выставки рассказывают о мастерах и феноменах отечественного искусства рубежа XIX—XX веков.
Просветительские программы Музея рассчитаны на самую широкую аудиторию.
При поддержке:
© Музей русского импрессионизма