Казалось бы, такое простое название – «Натюрморт с виноградом и чайником». А какое изобилие яркой, сочной натуры. Эта бьющая через край мощь цвета, любовь к жизни и восхищение ею. Груши, сливы, виноград написаны Николаем Горловым декоративно и броско. Взгляните на центр композиции: два граната словно вылеплены автором разнонаправленными мазками. В них сразу несколько сложных, меняющихся на свету оттенков красного.
Многоцветие фруктов только усиливают отблески на полированном столе. А сочетание насыщенных оранжевых и синих тонов делает этот стол похожим на восточный ковер. К Востоку, кстати, отсылает и грациозная форма чайника. Вместе с ультрамариновой вазой и стеклянным стаканом они довершают это великолепие, которое не может не радовать глаз.
Удивительно, сколько жизнелюбия в восприятии мира у Николая Горлова. И как не вяжется это отношение к жизни с судьбой художника. Оставшись сиротой, он вырос в детском доме. А живописью начал заниматься только когда попал в трудовую колонию. Работы двадцатилетнего юноши случайно увидел Игорь Грабарь. Он помог Николаю Горлову без экзаменов поступить в Московский институт изобразительных искусств. Пейзажи, натюрморты, портреты Николая Горлова – яркие по цветовой насыщенности. Практически все они пронизаны солнечным светом. Художник писал только с натуры. Он мог часами работать на пленэре. Внимательно изучал тончайшие колористические нюансы. Но при этом никогда не терял экспрессивности и свободы мазка, собственного стиля.