Художники - Музей русского импрессионизма
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображение
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Шрифт

Уважаемые посетители, музей работает по сеансам. Билеты рекомендуем приобретать заранее.

 
Коллекция

Николай Иванович Фешин

20.12.1881 - 05.10.1955

Фешин покидает Россию в 1923 году. В США его ждут. Дав 18 работ на выставку русского искусства в Бруклинском музее, он привлекает внимание и публики, и профессионалов. Уже в 1924 году в Нью-Йорке откроется его первая персональная выставка. Не зная английского, Фешин постоянно давал мастер-классы: живопись в действии была красноречивее слов. Вскоре художник добился известности как портретист. Частные заказы позволили отказаться от преподавания. Покровители-коллекционеры покупают картины прямо с мольберта, делают заказы, представляют Фешина известным арт-дилерам и директорам музеев. Он попадает в эпицентр насыщенной эмигрантской артистической жизни Нью-Йорка. Здесь были созданы многочисленные портреты знаменитостей и коллег по артистической сцене («Портрет Дуэйн», 1926, «Портрет гравера У. Дж. Уотта», 1924), близких («Дома в Нью-Йорке», 1924, «Портрет Александры», 1926-27), натюрморты, пейзажи. Казалось бы, после лишений войны наступает долгожданная благополучная жизнь. Но у Фешина открывается туберкулез, и художник вынужден покинуть Нью-Йорк в поиске более подходящего климата.

По приглашению покровительницы искусств Мэйбл Додж Лухан Фешины летом 1926 года переезжают в городок Таос, Нью-Мехико. К этому времени Таос — культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж локальным центром модернизма, куда съезжаются мастера из разных стран. На фоне грандиозной природы здесь смешивается все: традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, белых американцев и новоприбывших европейцев, провинциальная размеренность и бурное течение жизни пестрой художественной колонии.

Фешин оказывается в яркой артистической среде, общается с художниками: соотечественником Леоном Гаспаром и Джорджией О’Кифф, писателем Дэвидом Гербертом Лоуренсом, поэтессой-ирландкой Эллой Янг, фотографом Полом Стрэндом.

Из произведений таосского периода особо выделяются портреты индейцев и мексиканцев — романтические и возвышенные. Русский живописец настолько пришелся по душе жителям скрытной индейской общины Таос-Пуэбло, что ему даже позволяли быть очевидцем некоторых религиозных церемоний, в течение столетий строго охраняемых от чужих глаз. Контрастная природа Нью-Мексико и пестрая индейская жизнь вдохновили художника вводить в палитру необычайно яркие краски.

В 1928 году Фешин покупает глинобитный дом с неровными стенами в традиционном индейско-испанском стиле адобе и принимается за его переделку по собственному плану. Стены перекрашиваются в белый, прорубаются огромные арочные окна (для работы в естественном освещении). Мастер собственноручно украсил дом резьбой с элементами казанской геральдики – змеем Зилантом, головами коней и птиц, знаками солнца и воды, священным деревом, сам изготовил и деревянную мебель. Дом художника в Таосе приобрел черты модерна в его неорусском изводе. Именно в Таосе своеобразие художника раскрылось не только в живописи, но и рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре.

Необычайно плодотворный период в жизни Фешина оборачивается трагедией: в 1933 году любимая жена Александра подает на развод. Художник с дочерью Ией, которая предпочла быть с отцом, проводят зиму в Нью-Йорке, а затем переезжают в Лос-Анджелес. Здесь художник найдет своего галериста Эрла Стендаля, экспонировавшего Фешина следующие 20 лет. Фешин вновь стал преподавать. После свадьбы дочери художник покидает мегаполис и обустраивается в Санта-Монике. В 1936 году Николай Иванович с учениками путешествовал по Мексике, где познакомился с Диего Риверой. Потом были Ява, Бали и Япония, обогатившие его позднее творчество новыми темами. При этом всю оставшуюся жизнь Фешин обращался к мотивам из Таоса.

Художник умер во сне в возрасте 73 лет. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович всегда помнил о родине и подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. Следуя воле отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и в 1976 году захоронила его прах в Казани.

×